Появившись первоначально как способ защитить продукт от воздействия внешней среды и безопасной его перевозки, упаковка с каждым днем все больше имеет значение в «разговоре» с покупателем. Ворвавшись в мир маркетинга, упаковка стала изменять свою первоначальную роль и выполнять все более широкие задачи. Например, она включена в список инструментов маркетинга-микс.
Для нашего времени характерно быстрое введение на рынок брендов, которые мало чем отличаются друг от друга и в основном копирующие суть. Покупатель перенасыщен информационным потоком. Бесконечные сообщения о новых продуктах вызывают эмоциональную усталость потребителя, который испытывает постоянное рекламное давление. Кроме того, для компаний цены на информационные сообщения неуклонно растут, что уменьшает возможность донести до покупателей необходимую информацию.
Вот в такой обстановке упаковка становится важным инструментом в подаче информации о продукте.
Рассмотрим основные способы коммуникации потребителя и упаковки:
Одним из важных средств в создании дифференциации (четких отличий и делений на группы) между товаром считается упаковка. В том, чтобы запечатлеть неповторимый и запоминающийся образ продукции, принимают участие шрифт, форма, объем, цвет и другие аспекты упаковки. При этом создается не экстравагантный и кричащий своим цветом или шрифтом образ. Такая упаковка, наоборот, может отпугнуть или остановить покупателя. Дифференциация происходит в сознании покупателя за счет достижения в упаковке ожиданий и представлений конкретной категории людей. В таком случае упаковка это уже не просто тара или обертка, а неотъемлемая часть бренда.
Было бы ошибкой приписывать упаковке способность самостоятельно строить отношения с потребителем. Эмоции покупателя, связанные с брендом и образы, возникающие в связи с упаковкой невозможно считатьравными. Чтобы выстроить связь между покупателем и продуктом, сделать ее длительной, наполненной яркими и положительными эмоциями, недостаточно лишь одной упаковки. Приписывать ей такие исключительные особенности было бы опасно и обманчиво.
Покупатель не реагирует на упаковку как на то, что вырабатывает любимые вкусовые рефлексы. Только в сочетании с самим продуктом, его субъективной ценностью, упаковка способна поддерживать коммуникацию с потребителем и вызывать у него определенные чувства.